Large Binocular Telescope  
Большой бинокулярный телескоп онлайн смотреть  
Большой бинокулярный телескоп
О телескопе
Зеркала
Инструменты
LBTB
Интерферометр
История телескопов
Полезные ресурсы
К сведению

Фотографии
Видео
LBT on-line
Марсоход curiosity (кьюриосити)
Фотографии
Панорама
Солнечная система
Венера
Земля
Куаоар
Луна
Марс
Меркурий
Нептун
Плутон
Сатурн
Солнце
Уран
Юпитер

Астрономия Солнца
Взаимодействие планет
Озоновый слой
Атмосфера
Cодержание озона
Фотохимия озона
Фотохимические процессы
Малые газы
Озоновая дыра
Эволюция озона
Ядерный удар
Охрана озоносферы
Метеорология
Атмосфера
Солнечная радиация
Температурный режим почвы
Температурный режим воздуха
Водяной пар в атмосфере
Испарение
Конденсация водяного пара
Осадки, снежный покров
Погода
А это Челябинск
Метеорит Чебаркуль
Фото отчет
Видео отчет

Психоанализ и фуга

Рассматривать «бегство» (фугу) следует в первую очередь как момент психологический и уже потом — как действие само по себе. И, естественно, наиболее квалифицированно занимались этой проблемой именно психологи. Текст, который, мне кажется, наиболее полно отражает попытку вскрыть атавистические корни этого феномена, это книга анны фрейд, дочери великого зигмунда, «эго и механизмы защиты». В предисловии к итальянскому изданию книги говорится: «психическая защита может осуществляться не только против опасностей происходящих извне, но может также быть направлена на те, что угрожают индивидууму изнутри. Этот тезис анны фрейд уже повсеместно утвердился в психоаналитическом учении, но он, кроме того, важен и для объяснения феномена бегства (фуги) от боли и опасностей, идущих из реального мира. Анна фрейд описывает три механизма, которые отвечают этой цели: отрицание посредством фантазии, отрицание словом или действием и, наконец, ограничение функции эго, что представляется самым оригинальным вкладом из всех ее изысканий.

Но прежде чем поговорить о фуге от боли, интериоризированной в психическом смысле, поговорим о том, что природа предлагает нам механизмы фуги, которые не только в этическом плане совершенно корректны, но и обязательны. Подумайте о том, как человек отдергивает руку от огня, как спасает ребенка от опасности, о которой тот еще не осознает. Так же было бы неразумно протягивать руку к ядовитой змее и подставлять себя под удары разбушевавшегося безумца, вне зависимости от того, что у него на уме.

С точки зрения психики психоаналитики, можно сказать, что механизм фуги и защиты менее яркий и броский, чем случай с отдергиваемой от огня рукой. Анна фрейд в цитируемой книге говорит по этому поводу:«.. .все защитные меры, которые берет на вооружение "эго" против "оно", действуют тихо и незаметно». Интересен пример девочки, которая завидовала отцовскому пенису и поэтому хотела укусить его, но из-за невозможности осуществить свое желание, заработала невроз, испытывая отвращение к еде, и чувствовала позывы к рвоте, когда вынуждена была есть.

Естественно, эти фуги совершенно скрыты от сознания и даже стараются спрятаться от процесса психоанализа:«...пациент вынужден нарушить основное правило психоанализа, т.е., как мы говорим, вводит в действие "сопротивление". Это означает, что внедрение "оно" в "эго" привело к контратаке "эго" против "оно"».

В лагере сторонников юнга ситуация не столь отлична, и мы не будем здесь вдаваться в подробности концептуальных различий между «оно»—душа, и «оно»—подсознание. Один пример можно найти в фильме федерико феллини «8 1/2». Свой фильм режиссер снимал после сеансов психоанализа с доктором джанфранко тедески. В фильме рассказывается история режиссера гвидо, который, видимо, опасаясь внедрения «эго» и «сверхэго» в сферу своего внутреннего мира хочет убежать от реальности и снять фильм, в котором молодая женщина, одетая во все белое, с распущенными волосами, бежит мимо фонтанов с минеральными водами в термальной лечебнице (девушка, чистая вода, фонтан, термы — все это символы «души» (anima). Но рядом с режиссером мрачная поучающая фигура кинокритика, некоего дормьера, который говорит: «что ты задумал? Это сцена не имеет никакого смысла. Ты должен рассказывать реальную историю с началом, серединой и концом...» читатель, быть должно, понял, что дормьер — это не что иное как «сверхэго» режиссера гвидо. И как разрешает этот конфликт между дормьером и гвидо феллини? Он убивает критика и таким образом освобождает духовные силы режиссера. Финальная сцена с клоунами, хороводом, оркестром, который играет сумбурную музыку нино рота, — это сцена освобождения «внутреннего голоса» художника...

Анна фрейд различает типа защиты: несовершенные действия, трансферт, трансферт импульсов либидо, трансферт защиты и т.п. По ее мнению, фуга выражается главным образом в виде сопротивления во время анализа: «если невозможно утверждать, что любое сопротивление происходит от мер защиты, которые применяет «эго», то все таки любой акт защиты против «оно» во время анализа, не может не обратиться в одну из форм сопротивления работе психоаналитика».

Так же и вильгельм райх в своих трудах описывает некоторые телесные состояния, такие как «неподвижность», «окоченелость»; некоторые аспекты личности, такие как «стереотипные улыбки»; некоторые типы иронического, высокомерного, наглого поведения, являющиеся атавистическими признаками защиты, которые раньше часто использовались, но потом «отмежевались» от первоначальных ситуаций, превратившись в постоянные черты характера, в т.н. «доспехи характера».

Дочь фрейда пишет: «термин защита, о котором я говорила ранее, наиболее ранний с точки зрения динамики в теории психоанализа. В первый раз он встречается в 1894 году в работе з.фрейда «психоневроз защиты»... «в предыдущих главах я пыталась классифицировать разные механизмы защиты, по специфике анксиогенных (тревожных) состояний, что я проиллюстрировала на клинических примерах

Более глубокое изучение подсознания позволит нам когда-нибудь создать более точную классификацию. Историческая связь между типичным опытом, приобретаемым в процессе развития индивидуума, и особыми механизмами защиты остается еще во многом невыясненной».

Мне хотелось бы закончить эту главку тремя практическими примерами. Первый касается меня лично. В возрасте двадцати лет я начал мой первый «глубинный анализ» с одним психоаналитикомюнгианцем. Меня подтолкнули на это некие тогдашние проблемы, которые потом быстро сами собой разрешились. Но я продолжал анализ уже из собственного интеллектуального интереса. В те времена я сильно страдал клаустрофобией — до такой степени, что как только закрывались, например, двери трамвая, начинал испытывать сильнейший страх. Мне казалось, что я теряю сознание. Чего я боялся? Анализируя «под лупой» проблему, я получил ответ, что именно страх потерять сознание на людях, т.е., выглядеть в их глазах нелепо, доводило мою тревожность до чрезвычайности. Тогда мой психоаналитик подсказал «выход». Он посоветовал мне, как только я войду в вагон, еще до того как закроются двери, оповестить всех пассажиров, что через несколько минут со мной произойдет обморок. Я так и сделал, и мой страх с тех пор прошел.

Теперь перейдем к анализу двух астрологических случаев. Один неаполитанский предприниматель (субъект а), который раньше часто меня навещал, на долгие годы прекратил свои визиты. Я даже предположил, что он умер. Когда в свое время он приходил ко мне за консультацией, она длилось не более пятнадцати минут, потому что он почти все время молчал. Говорил мне «здравствуйте», когда приходил, и «до свидания», когда уходил, но ничего более. Я спрашивал, что с ним произошло в какой-то определенный год, который, казалось, был особенно трагическим для него, но он всегда уходил от ответа. Однажды, видимо с целью наградить меня за мои успехи в прогнозировании, он вдруг признался, что в тот самый год у него украли семь миллиардов лир (около 3,5 млн. Евро сегодня) и он не донес на воров, поскольку эти деньги не были декларированы в налоговую инспекцию. Его натальный гороскоп показывает сильные значения сатурна (в ас) и девы. И в конце все побеждает естественная скрытность скорпиона. Страх, очевидно связанный с фобией полуторного квадрата плутон солнце, окончательно подвел под всем черту.

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home/httpd/vhosts/lbt.su/httpdocs/index.php(386) : eval()'d code on line 214